Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)

Михаил Бирюков – о триумфе, который оставил самый памятный след в футболе в 2014 году.

Пинта пива летит со стола и разбивается вдребезги. Сборная Германии вышла вперед на последних мгновениях смертельной битвы с Аргентиной. Победитель чемпионата мира станет известен через 7 минут… Победитель чемпионата мира уже известен.

Я поднимаю руки вверх и машинально выполняю странное движение в стиле Юргена Клоппа. Люди за соседней стойкой шарахаются, а компания напротив одобрительно посылает привет. Отчаянный парень, который пришел в бар заливать горе, но никак не смотреть главный матч года, бросает мне невероятно глупый, но очень популярный вопрос: «Вот скажи, брат, как русские вообще могут болеть за фрицев?».

Так и не смог найти ответа, потому что потерял дар речи. Да и зачем кому-то что-то объяснять? Я оставил бармена без чаевых за выключение плазмы на церемонии награждения и молча вышел из паба. На улице начиналась теплая и белая питерская ночь. Если вы хоть раз ее видели, то знаете, что это лучшее время для прогулки. Приготовьтесь к приступу ностальгии.
Припаркованная у выхода машина времени открыла передо мной дверь. На таймере была выставлена дата 30 июня 2002 года – день финала чемпионата мира в Йокогаме. Мне почему-то очень хотелось навестить 10-летнего Мишу Бирюкова и снова пережить то, что он чувствовал 12 лет назад. Одна секунда, и я уже у него в комнате. «Интерстеллар» какой-то.

Мокрая подушка и уткнувшееся в нее лицо. Я увидел человека, который впервые пережил большой проигрыш любимой команды. Команды, которая вдохновила его ненасытно смотреть футбол. Команды, в которой играл кумир детства Оливер Кан, а никому не известный бомбардир Мирослав Клозе бросил вызов зубастому покровителю мира Роналдо и тут же попал в топ списка любимых футболистов.

«А ну, давай, вытирай сопли – скоро ты улыбнешься», – хотел крикнуть я, но тут же вспомнил главное наставление Доктора Брауна из фильма «Назад в будущее». В путешествиях во времени нельзя попадаться себе на глаза. 10-летний парнишка должен был прожить следующие 12 лет без моих спойлеров и зафиксировать подъем немецкого футбола своими глазами, чтобы потом испытать настоящие эмоции.
Что осталось от той, старой Германии сейчас? Только Клозе, выполнивший миссию жизни и все-таки уделавший Роналдо в споре лучших бомбардиров чемпионатов мира. А еще форма от Adidas.

Больше нет Оливера Кана – его место занял более харизматичный вратарь. Казалось бы, куда еще харизматичнее? Все просто – достаточно перевернуть представление о роли вратаря в футболе, как это сделал Мануэль Нойер.

Больше нет Михаэля Баллака – его место занял Бастиан Швайнштайгер, который губкой впитывал все лучшие традиции немецкого футбола, еле выжившие в нулевых годах. Швайнштайгер закончил финал с подбитым глазом и сразу после матча взял больничный на полгода. Это ли не новый символ характера Манншафт?

Больше нет вечно усатого Руди Фёллера – его место занял Йоахим Лёв. Тот самый человек, который поправлял прическу, когда его команда праздновала победный гол в финале чемпионата мира. Если бы Германия снова пролетела мимо титула, Лёву это обязательно припомнили очередной издевательской песней. Но что теперь с него возьмешь? Победителей не судят.

А ведь так хочется посудить, правда? Германия поехала в Бразилию без четкого тактического плана и без традиционной оборонительной модели. Без лучшего игрока страны Марко Ройса и без ментального лидера – по крайней мере, на старте турнира. Список причин, по которым Бундестим могла пролететь мимо кубка, выглядел внушительным. Но идеальных команд на мундиале не оказалось. У тех же бразильцев будущие чемпионы мира насчитали 7 причин никчемности в полуфинале.
Йоахим Лёв делал вид, что все хорошо, а у его команды нет проблем, потому что был уверен: триумф Германии на чемпионате мира неминуем. Признайтесь, даже если вы не болеете за Бундестим, вы не могли не замечать знаков на протяжении последних лет. Как насчет бешеного артериального потока свежей крови? Все эти мюллеры и озилы в первой волне, а следом гётце и дракслеры во второй? Или финансовый рост Бундеслиги и ее обитателей, выплеснувшийся первым в истории немецким финалом Лиги чемпионов?

Пинта пива летит со стола и разбивается вдребезги. Филипп Лам поднимает кубок над головой, а у меня перед глазами проносятся последние 12 лет. От финала до финала. Победа сборной Германии – это больше, чем триумф команды. Это победа системы, которая выстраивалась на моих глазах. Впечатление года? Безусловно, да, – впечатление жизни.

P.s.
В 2002 я был даже на год старше, но тот ЧМ помню увы смутно. Однако, я его тоже видел и именно тогда начал болеть за Германию. Надо же, как долог был этот путь. Сейчас и поверить трудно...

@темы: футбол